Людмила Ивановна Серикова

Учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
 Отличник народного просвещения
Лауреат премии "Виват, лицей!" 2017 года

 
Людмила Ивановна Серикова. Это имя знакомо многим поколениям выпускников нашего учебного заведения, которому в 2020 году исполнилось 45 лет. Почти полвека. Огромный срок, и уже мало кто из работающих в лицее педагогов может рассказать о тех далёких временах, когда в 1975 году на Серебристом бульваре распахнула свои двери новая школа. Одним из очевидцев этого события стала молоденькая учительница, жившая в доме напротив. Окна её квартиры выходили как раз на стройку, поэтому смело можно сказать, что её знакомство с лицеем началось ещё с нулевого цикла строительства. 
 
Людмила Ивановна родилась в  трудные послевоенные годы в небольшом белорусском городке Речица на берегу Днепра и, хотя всю свою сознательную жизнь прожила в Санкт-Петербурге, всегда с теплотой и сопереживанием относится ко всему, связанному со своей малой родиной. До поступления в институт она успела поработать чертёжником в конструкторском бюро и техником в научно-исследовательском институте. И даже, окончив Педагогический институт им. А.И. Герцена, не сразу стала преподавать.

Её педагогическая деятельность началась именно с нашего учебного заведения. 1 декабря 1975 года она вошла в новое здание и впервые встала у доски, получив в классное руководство 4 класс. Семь  лет до самого выпуска они были вместе. Людмила Ивановна вспоминает: «Этот мой первый выпуск, конечно, запомнился на всю жизнь. У нас была какая-то сумасшедшая любовь: дети, их родители, моя семья были единым целым. Многие из них остались близкими мне людьми до сих пор. Больше такие отношения в моей учительской жизни не повторялись. Может быть, я тогда была молодой, может быть, время было другое, может быть, школа… Среди этих первых моих учеников были и те, которые теперь стали моими коллегами. Семь лет неизменно за первой партой передо мной сидела умница, отличница, скромница Саша Голубева (А.В. Чусова). Помню хорошенькую, как куколку, Таню Мисун (Т.А. Казько). Помню, как Наташа Беркозова (Н.В. Никонова) удивила меня своим решением стать учителем. После восьмого класса «ушли в профессию» Лена Будревич (Е.А. Голубева) и Ира Лобачева (И.В. Дорожкова) Еще помню, как сажали деревья, кусты вокруг школы. Они теперь большие, наши школьные ровесники». 
Выпустив свой первый класс, Людмила Ивановна ушла из школы № 64, думая, что не сможет без этих ребят, и вернулась через 15 лет в 1999 году уже в физико-математический лицей № 64. В то время в школе было много творческих начинаний, объединявших и учителей, и учеников, а создавать новое Людмиле Ивановне всегда было интересно. При её непосредственном участии рождались новые традиции: лицейская неделя, пушкинские уроки, уроки, посвященные блокаде Ленинграда, заработало лицейское исследовательское общество, руководство которым она взяла на себя, появились первые выпуски Лицейских вестников.

За время своей работы Людмила Ивановна получила почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», награждена знаком «Отличник народного просвещения», лауреат премии "Виват, лицей!" 2017 года.  На протяжении многих лет она - один из лучших словесников лицея. Это не пустые слова. Как интеллигентный, добросовестный, трудолюбивый человек, она всегда считала и считает себя в ответе за то, как ты учишь,  и особенно дорожит теми ситуациями, когда в классе видит внимательные, заинтересованные лица. «Если в классе есть хотя бы один человек, который слышит, понимает, смотрит, сопереживает, то для этого одного я готова работать. Такие ученики у меня всегда есть, и это придает силы и надежду на то, что зерна моего учительства упадут не на «каменистую почву» и что в душах моих учеников пробудится интерес к музыке, литературе, истории страны, уважение к духовным ценностям «отцов».
 
За полвека педагогической деятельности сотни выпускников с её помощью прикоснулись к миру прекрасного, возвышенного слова. Людмила Ивановна не только проводит уроки на высокопрофессиональном уровне, но и идёт в ногу со временем. Когда устные экзамены по русскому и литературе были вытеснены ОГЭ и ЕГЭ, она успешно стала готовить старшеклассников и к Единому государственному экзамену, и к итоговому сочинению. Среди её учеников есть свой «золотой запас» - 100-балльники.  Для себя же «золотым запасом», вечными ценностями в жизни она считает природу, искусство, дружбу и любовь. Несмотря на нелёгкие трудовые будни, всегда находит время послушать в Филармонии концерт классической музыки, интересуется новинками современной литературы, а самым любимым видом отдыха считает отдых на даче. Именно красота природы, тишина, покой, по её мнению, «это то, что даёт многое».
 
Долгие годы Людмила Ивановна возглавляла методическое объединение учителей русского языка и литературы. Все годы работы она щедро делится с коллегами своими знаниями и опытом, никогда не отказывает в помощи. Её мастерство, интеллигентность и выдержанность – пример для тех, кто только начинает свой путь в этой нелёгкой профессии. И ещё  она обладает одним очень важным качеством – оптимизмом! А в наше сложное время, когда мир меняется с космической скоростью, именно позитивный взгляд и склонность видеть во всём свои хорошие стороны помогает оставаться интересным и для учеников, и для окружающих тебя людей.
 
В любые времена, всегда быть рядом с добрым, тонким, искренним, мудрым, щедрым человеком – великая ценность. Все эти качества присущи Людмиле Ивановне в полной мере. Когда высокий, «горний» полёт души сочетается с простотой и ясностью мыслей и поступков, это и называется настоящей петербургской интеллигентностью, которой всё сложнее выживать в мире инновационных технологий и клипового мышления. Но Людмиле Ивановне удаётся спокойно и терпеливо говорить с современной молодёжью на языке Пушкина и Толстого, Достоевского и Блока. И пусть Тютчев предупреждал, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», но слово Людмилы Ивановны отзывается в сердцах учеников и коллег уважением и благодарностью.
 

© 2021 ГБОУ Лицей №64 Санкт-Петербург
Лицей в социальных ресурсах




Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?