Энергосбережение

В современном мире энергосбережение – это неотъемлемая часть жизни цивилизованного общества.  Это и забота о здоровье, и экономия денег, и комфорт проживания. Энергосбережение — это приемы и методы эффективного и разумного использования топливно-энергетических ресурсов планеты. Экономно расходуя энергию, мы не только сохраняем запасы угля и нефти для будущих поколений, но и бережем саму возможность жизни на земном шаре. Эта зависимость известна всем: больше производится энергии — больше парниковых газов попадает в атмосферу. Результат — необратимые изменения климата. Современные приборы и технические открытия позволяют спасать планету, не пренебрегая собственным комфортом и безопасностью.

Исторический опыт пропаганды энергосбережения 

Идея энергосбережения возникла еще в довоенной Европе, во Франции. В то время предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире. В России в советский период тема рационального и бережного отношения к энергоресурсам существовала лишь на уровне государственной социальной рекламы (пропаганды). Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».

К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. 4 ноября 1959 года ЦК КПСС опубликовал письмо «О рациональном использовании электрической энергии». 28 ноября 1964 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Об экономном расходовании в народном хозяйстве электрической и тепловой энергии и топлива». В основном для пропаганды энергосбережения применялись агитационные плакаты.

В 70-х годах агитационная кампания по энергосбережению практически прекратилась, в 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу. В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач и связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. 

Экономия энергоресурсов в образовательном учреждении

Ключевой целью энергосбережения в школе является увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.

Школа располагает значительным потенциалом энергосбережения и реальными возможностями экономии бюджетных средств. Для этих целей используются такие мероприятия как: мониторинг потребления энергетических ресурсов, регулирование расхода носителя тепла, применение энергосберегающих технологий. 

В лицее разработана программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности сроком  действия 2018-2021 год. Согласно Приказа Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 лицей ежегодно подает декларацию о потреблении энергетических ресурсов, в которой учитывается экономия на протяжении последних  трех лет. 


Воспитание культуры энергосбережения у учащихся

Основные направления работы по воспитанию у подрастающего поколения культуры энергосбережения:
  • формирование представлений о том, что такое энергия, как она связана с работой, какие виды энергии можно выделить и как один вид энергии переходит в другой;
  • формирование системы представлений об источниках энергии и их использовании;
  • формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения энергии, в том числе энергии, потребляемой в жилище человека (дом, квартира), в школе и т.д.;
  • формирование знаний о способах экономии разных видов энергии и ее источников;
  • формирование простейших умений экономии разных видов энергии в быту;
  • развитие умений использования информационно-коммуникационных технологий.
© 2020 ГБОУ Лицей №64 Санкт-Петербург
Лицей в социальных ресурсах