Марина Абрамовна Таль

 Учитель математики, Заслуженный учитель Российской Федерации
 Отличник народного просвещения
Награждена грандом фонда Сороса
Награждена знаком "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга"
Лауреат премии "Виват, лицей!" 2017 года

 
На страницах этого раздела мы рассказываем о людях, чьи имена навсегда вписаны в славную историю лицея. Их вклад в то, что представляет собой наше учебное заведение сегодня, трудно переоценить.  Несомненно, Марина Абрамовна Таль по праву должна занять одно из первых мест в галерее таких людей. Человек, бесконечно влюблённый в свою работу, посвятивший ей всю свою жизнь и до сих пор получающий от неё огромную радость. 

Её детство прошло в Ленинграде, в годы, когда страна восстанавливалась после войны. Время радостных надежд и стремлений, искренней веры в прекрасное будущее, расцвета пионерской организации и комсомола.  Отец Марины был инженером, заместителем директора завода, а мама – учителем химии и завучем в школе. Именно поэтому героиня нашего рассказа «буквально с молоком матери осознала», что хочет преподавать. С первого класса она играла в учительницу, сначала с детьми во дворе, а потом, став постарше, уже «давала уроки» в пустых классах маминой школы.

Как и во всех учебных заведениях того времени, в старших классах была производственная практика, знакомящая с возможными профессиями. В школе Марины был курс «живописец по фарфору», и некоторые девочки из класса в дальнейшем стали художниками на заводе им. Ломоносова, с которым была связана пришкольная мастерская. Но не Марина. Она, говоря её же словами, хотя и расписывала тарелки, но «умирала, как хотела быть учителем». И несмотря на то, что слышала от всех: «Ты что, с ума сошла!» - для неё никакого другого выбора не стояло никогда. Она и в своём прощальном сочинении, которое по традиции оставляли выпускники школы на память своим учителям, написала: «Хочу жизни интересной, содержательной, богатой, но не легкой. Хочу нести людям счастье. И чтобы не было равнодушных – ни к счастью, ни к горю человеческому. Хочу быть учительницей!»

Школу закончила с серебряной медалью, получив четвёрку по истории, которую очень не любила, хоть и сдала экзамен на «5». А летом, получив «отлично» по математике, поступила в педагогический институт им. А.И. Герцена.  Будучи со школьных лет девочкой очень активной, Марина стала работать в комитете комсомола, где возглавила шефский сектор, готовя студентов к работе в летних пионерских лагерях.  Делала это с большим удовольствием, вспоминая, как после 9-го класса сама ездила в недавно открывшийся всесоюзный лагерь «Орлёнок». Тогда ей казалось, что она попала в коммунистическую сказку: искренняя дружба, сознание сопричастности к созданию большого и светлого завтра, тепло и забота вожатых на всю жизнь оставили у неё неизгладимое впечатление. Впечатление было столь велико, что весь 10 класс комсомолка Марина проходила с пионерским галстуком на шее. Нет, не зря вдохновенно пела страна: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Это были не просто слова песни, а абсолютная убеждённость в том, что прекрасное будущее можно приблизить, создавая его здесь и сейчас, своими руками. И Марина свято в это верила. Для неё всё было по-честному и от души. 

Во время учёбы в институте особым, значимым событием для Марины стали практики, которые проходили в школах. Она с таким удовольствием погружалась в школьную жизнь, что проводила не только уроки, но и родительские собрания, собеседования с родителями, готовилась с детьми к творческим конкурсам, взяв на себя большую часть работы классного руководителя. А по окончании института пришла работать в 181 школу, став классным руководителем в 4 классе (в наше время - 5-ый). Это был её первый класс, который она довела до выпускного вечера. И в выпускном альбоме появятся стихи, посвящённые любимой учительнице. А тогда, в самый первый день, ещё не видя её, ребята бегали по школе и кричали: «Ура! У нас молодая»! И не ошиблись в своей радости, в ожидании интересной и весёлой жизни.  Именно с этими детьми (сейчас им уже за 60) У Марины Абрамовны до сих пор очень тёплые отношения. Все эти годы они не забывают свою любимую учительницу, встречаются с ней, звонят, поздравляют с праздниками, беспокоятся о здоровье.

Когда 181 школу сделали 8-леткой, Марина Абрамовна перешла в 203, где вела старшие классы и проработала ещё 3 года. К тому времени она уже была замужем, родила двоих детей и переехала в Приморский район. Когда старший сын Алик пошёл в школу, ей пришлось перейти работать ближе к дому. Так в сентябре 1982 года она оказалась в 64 школе, тогда находившейся на Серебристом бульваре, и стала классным руководителем 7 класса. А уже в январе 1983 года директор школы Мария Васильевна Корзакова предложила ей стать её заместителем, но Марина Абрамовна отказалась от этого предложения, предпочтя живую работу с детьми, которую она так любила. 
Свой первый выпуск в 64 школе Марина Абрамовна отправила в большую жизнь в 1986 году. Их Последний звонок стал для школы необычным, запоминающимся событием. Именно в этот день появилась одна из прекрасных традиций лицея – Праздник Последнего звонка - в том виде, каким мы его знаем сегодня. До этого последний школьный звонок звучал на обычной линейке в актовом зале. А с лёгкой руки Марины Абрамовны он превратился в праздник, сценарий которого обязательно включает в себя творческое выступление учеников. Тогда же впервые был вынесен и факел знаний, символизирующий передачу эстафеты от выпускников будущим выпускникам следующего года. Конечно, тогда факел выглядел совсем не так красиво, как сейчас, – это была конструкция из консервной банки и палки от швабры, но передача эстафеты состоялась. Марина Абрамовна стала и автором первого школьного гимна, переделанного из студенческого гимна «Гаудеамус».
В нашей школе она выпустила ещё один класс в 1992 году, а дальше судьба в лице нового директора Галины Ивановны Ивановой на долгие годы связала её с должностью завуча. И не простого, а по опытно-экспериментальной работе. Сейчас никого не удивишь грамотно составленными и оформленными документами, но в век без интернета, компьютера и даже научного руководителя написать концепцию экономической школы было непросто. Но она появилась: «КЭТ – культура, экономика, творчество». По словам Марины Абрамовны, для неё создать такую программу было «как в космос слетать». Но лиха беда начало. И творческий, инновационный подход был применён ею даже к скучной бумажной работе. Для каждого учителя, с которым работала Марина Абрамовна, была заведена специальная «папочка», а точнее, зелёная тетрадочка, потому что в те времена таких папок как сейчас тоже ещё не было. Сейчас мы бы назвали такую тетрадочку красивым словом «портфолио», но тогда такой термин ещё был не в ходу. Только сути это не меняет: мониторинг деятельности каждого педагога для повышения эффективности работы. Папок не было, терминов не было, а вот огромное желание сделать свою школу новаторской и успешной – было. Будучи отличным стратегом, Галина Ивановна абсолютно точно определила для Марины Абрамовны то место в школе, на котором она стала не просто полезной, а необходимой лицею, его необъемлемой частью на более чем 40 лет, двадцать восемь из которых трудилась и на благо района – методистом по математике.
Но по-прежнему уроки, общение с детьми, учителями оставались для неё главной любовью и пристрастием. И во всех сферах деятельности важнее всего было стремление не просто формально выполнить работу, но сделать её глубоко, творчески, а главное – с искренним вниманием к людям, потому что именно душевные отношения  всегда стояли у неё на первом месте. 
Сегодня Марина Абрамовна, хотя и говорит, что жизнь сильно изменилась и в ней постепенно нанотехнологии вытесняют живое человеческое общение, но она по-прежнему интересна своим ученикам и коллегам. Долгие годы под её руководством проходит в лицее День науки, а новогодний КВН нельзя представить без нашего бессменного председателя жюри. Кстати, именно она почти 25 лет назад напутствовала команду учителей перед первым выступлением, так сказать, дала путёвку в Клуб весёлых и находчивых. И сложно сказать, что до сих пор удерживает Марину Абрамовну от того, чтобы самой не подняться на сцену, ведь творчество всегда было и остаётся неотъемлемой частью её жизни: она пишет стихи, которыми восхищает друзей и родных, а также неоднократно принимала участие в творческих выступлениях администрации на праздниках в лицее. А у творческого человека и друзья креативные: 15 лет назад Марине Абрамовне подарили сувенир, который символизировал её мудрость - сову. И с этого знаменательного дня началось настоящее совиное нашествие! Каких только сов ей не дарили: больших и крошечных, пушистых и глянцевых. На сегодняшний день коллекция насчитывает около 1000 экземпляров! Они расположились везде: дома и на работе, на полках, в шкафах, даже взлетели на новогоднюю ёлку, заменив все остальные украшения!
"Таланту нужно, чтоб его понимали", - говорил Ф.М. Достоевский, а мы добавим: и ценили. За годы работы Марина Абрамовна получила много заслуженных наград, но самой ценной из них считает для себя Соросовский гранд. Эта награда была присуждена ей не администрацией или другими государственными структурами, а на основании выбора детей, к тому времени уже студентов вторых курсов ВУЗов. Они по достоинству оценили её труд и безграничную любовь к своему делу, а некоторым из них эти её качества помогли выбрать свой жизненный путь.  И вот поэтому, когда сейчас Марину Абрамовну спрашивают, что ей не удалось в жизни, она с улыбкой отвечает: «Как учителю – всё удалось. Я серьёзно говорю. По-честному».

Вот так, написав в выпускном сочинении, что хочет видеть жизнь свою интересной, но не лёгкой, что мечтает не стать равнодушной и сделать людей счастливыми, ученица Марина определила цели и задачи на годы вперёд. И сделала это так ясно и чётко, что её (правда, без фамилии) процитировали на съезде учителей в Таврическом дворце (о чём можно прочитать в газете «Смена» за 1966 год). Эти ясные, чёткие цели определили её жизненный путь. И пусть он не был лёгким (как она и хотела), но Марина Абрамовна считает себя счастливым человеком. Наверное, это объясняется просто: она делает в жизни то, о чём мечтала, и у неё это получается.
 

© 2024 ГБОУ Лицей №64 Санкт-Петербург
Лицей в социальных ресурсах




Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?